В Украине меняется структура потребления автомобильного топлива. Доля
дизельного топлива, как и в странах Европы, растет, а бензина -
снижается, пишет Коммерсант.
Украинские потребители вынуждены экономить, и такая тенденция
сохранится, отмечают эксперты. Это заставляет автодилеров увеличивать в
своих портфелях количество моделей с дизельными двигателями, а
нефтепереработчиков - инвестировать в производство более качественного
дизельного топлива.
Вчера на конференции "Petroleum Ukraine 2011" вице-президент по
продажам, трейдингу и логистике "ТНК-ВР Коммерс" Елена Алексеева
сообщила, что в I полугодии объем продаж дизельного топлива в стране
вырос на 5,5%, а продажи бензина упали на 1,5%. Эту информацию "Ъ"
подтвердили в пресс-службе Минэнерго. "Спрос на дизтопливо в Украине
постепенно растет до докризисного уровня в результате увеличения
грузоперевозок и роста парка дизельных автомобилей,- заявила госпожа
Алексеева.- Спрос на бензин, наоборот, снижается из-за высоких цен и,
как следствие, перехода автовладельцев на сжиженный газ, потребление
которого ежегодно растет".
Тенденция на украинском рынке повторяет европейскую - в ЕС объем
продаж дизтоплива за полгода вырос на 4,5%, а продажи бензина упали на
1,3%, отмечают в ТНК-ВР. В то же время в СНГ продажи бензина выросли на
4,3%, а продажи дизтоплива упали на 6,8%. "В большинстве стран СНГ
стоимость бензина намного ниже, чем в Украине, поскольку три крупнейших
производителя нефтепродуктов - Россия, Казахстан и Белоруссия - состоят в
Таможенном союзе, что позволяет им закупать российскую нефть на 20%
дешевле, чем Украине",- объясняет аналитик UPECO Александр Сиренко.
Автодилеры отмечают рост спроса на автомобили с дизельными
двигателями. Как рассказал директор департамента маркетинга и рекламы
компании "Торговый дом "Нико"" (официальный импортер Mitsubishi Motors)
Ярослав Вовк, в общей структуре продаж компании в этом году такие
автомобили занимают 28% против 15% годом ранее. "Большинство
производителей поставляли в страну преимущественно автомобили с
бензиновыми двигателями из-за проблем с качественным дизтопливом в
Украине и высоким спросом на "дизели" в Европе,- говорит господин Вовк.-
Но в последние годы ситуация изменилась. Предложение автомобилей с
дизельными двигателями стало гораздо шире, поэтому их доля в продажах
растет". Директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик
отмечает, что большой спрос на дизельное топливо скорее всего создали
аграрии и автоперевозчики, бизнес которых в последнее время активно
развивается. "Падение спроса на бензин закономерно из-за резкого
повышения цен на него в течение года. Автолюбители стали просто меньше
использовать личный автотранспорт",- говорит господин Боровик.
Рост спроса на дизтопливо стимулирует инвестиции в нефтепереработку. В
начале года Лисичанский НПЗ выпустил пробную партию дизтоплива
"Евро-5". А Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") вчера объявил о завершении
реконструкции, которая позволит заводу выпускать топливо с содержанием
серы до 0,005%. По словам Елены Алексеевой, объем необходимых инвестиций
в повышение качества бензина и ДТ до уровня "Евро-5" - около $100 млн,
часть из которых - около $40 млн - компанией уже инвестированы. Общий же
их объем в ближайшие десять лет составит $1,1 млрд.
Впрочем, представитель ТНК-ВР отмечает, что для того чтобы полностью
перейти на "Евро-5", необходимо провести модернизацию, требующую
значительных вложений. "В текущих же рыночных условиях говорить о
значительных инвестициях сложно",- говорит она. "Собственники украинских
НПЗ заинтересованы в инвестициях в улучшение качества дизтоплива, но до
тех пор, пока рынок не будет защищен от импортных нефтепродуктов, вряд
ли нефтяные компании смогут их реализовать",- говорит главный
инвестстратег ИГ "Брокеркредитсервис" Максим Шеин.
|