В связи с подорожанием топлива и вообще непоняткой в нашей стране,
появилась у меня мысль о том, чтобы запастись бензином впрок. Ну, мало
ли... на АЗС бензин исчезнет, а у меня в закромах будет 100-200 литров
резерва. И вот тут у меня возник вопрос - а, есть ли у бензина срок
годности? Ведь, как известно, ничего вечного не бывает. Из устных
разговоров с людьми, знающими толк в топливе, стало понятно, что
тонкости есть. Плюс к этом я отыскал много интересной информации об
этом, чем и хочу с вами поделиться...
Начну с того, что для меня
стало сенсацией. Оказывается, каким бы качественным не было топливо, чем
больше оно переживает транспортировок и "перелитий", тем в худшем виде
оно попадает на АЗС. А, следовательно, и в двигатели наших машин. Сера,
октановое число, присадки - все это доходит к нашим автомобилям уже в
уменьшенном виде. И чем дальше произведено топливо, чем дольше оно
"едет", тем больше свойств оно теряет. Особенно, если хранилось
неправильно. Это как старое вино. Если оно хранилось при неправильной
температуре, в неправильных сосудах и вообще не по правилам - тем оно
становится хуже.
Так, например, уже при сливе с бензовоза струя
взбаламучивает все содержимое емкости, отстоявшийся осадок взмывает со
дна и начинает мотаться туда-сюда, запросто попадая под топливозаборную
трубку, высасывается и через насос, колонку и пистолет попадает
прямехонько в бак вашей "ласточки".
Экономно ли?
Запасаться
бензином, по сути, смысла нет. Причем, нежелательно и чтобы бензин
долго хранился в баке. И причина тут проста. В процессе длительного
хранения образуется большое количество смол из-за окисления
углеводородов. В результате на пару единиц снижается октановое число.
Образовавшиеся смолы создают в бензине вязкие коричневые вещества,
которые попадая на детали или предметы, откладываются на них. Это
отрицательно влияет на работу двигателя.
Окислению бензина в
баке способствуют некоторые вещества, например, медь ускоряет процесс
окисления. Если заборная трубка и сетка топливного бака сделаны из
латуни, бензин будет быстрее окисляться, чем в железной канистре. Воздух
так же способствует окислению, если имеет свободный доступ к топливу.
При высоких температурах окисление проходит быстрее, так как температура
ускоряет химические процессы.
Что говорит ГОСТ
Если говорить о ГОСТах, то гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок устанавливается 5 лет со дня изготовления бензина.
Допускается
в пределах гарантийного срока хранения (при хранении на нефтебазах,
складах и автоколонках) повышение температуры, при которой перегоняются
10 % бензина, - на 1 °С, температуры промежуточных точек перегонки - на 2
°С, а конца кипения - на 3 °С и увеличение остатка в колбе на 0,3 %.
Как хранить
При
длительном хранении этилированного бензина в неплотно закрытой емкости
теряется легколетучий бромистый этил — вещество, которое входит в состав
этиловой жидкости и «выносит» оксиды свинца из камеры сгорания. Через
некоторое время бромистого этила может остаться в бензине так мало, что
он не сможет «связывать и выносить» весь свинец. При использовании
такого бензина может сильно возрасти нагарообразование в двигателе. Таким
образом, бензин лучше всего сохраняется в плотно закрытой таре и в
прохладном месте. Для этой цели пригодны канистры и подобные им емкости.
В средней климатической зоне бензин может храниться в плотно закрытых
канистрах без существенной потери качества до 12 месяцев, а в баке
автомобиля — не более 6 месяцев. Для северных районов сроки
увеличиваются в 1,5—2 раза, а для южных — сокращаются вдвое.
Какой срок годносьти у брендированных бензинов и присадок
Ни
один нефтетрейдер или связанный с топливным бизнесом человек не скажет
вам правду. Я же скажу. Если вы решили хранить бензин с присадками или
сначала "обогатить" ими топливо, лучше сразу забудьте об этом. Моющие и
другие присадки, которые сегодня часто добавляют в брендированное
топливо, имеют свойства быстро "испаряться" при длительном хранении.
Как
мне рассказал один моторист, работающий в основном с дорогими машинами,
различного рода "премиумы" начинают терять свои свойства уже через
неделю-две после того, как их перелили в другую емкость и даже бак.
Учитывая, что они и до этого хранились и путешествовали не один день,
выходит, что запасаться ими вообще нерентабельно и глупо. Куда лучше
хранить обыкновенный бензин без добавок, а вот присадки прикупить для
дальнейшей "заливки", когда решите заправлять этим топливом свой
автомобиль. То есть, если у вас в гараже есть 30-литровая канистра с
бензином, который хранился несколько месяцев (или даже год-полтора),
разбавьте его присадками и уж тогда заливайте.
Для перестраховки
Если
все же вы решили запастись бензином, и он будет ждать своего времени
6-12 месяцев, при заливке в бак его можно ( и нужно) смешать в
соотношении один к двум, один к трем с новым бензином этого сорта. Зачем
это нужно? Дело в том, что чем хуже бензин, тем больше в нем будет
содержаться смол и смоляных соединений, которые потом оседают на детали
двигателя, на внутренние стенки двигателя. Итогом этому может стать
потеря эксплуатационных свойств авто. Теперь
можно сделать основные выводы: бензин должен храниться в условиях
строгой герметичности в темном, прохладном, защищенном от солнечных
лучей месте. Но лучше откладывать деньги и просто иметь про запас лишнюю
"копейку", чтобы всегда быть в состоянии залить свежий бензин...
P.S.
Запасаясь бензином, помните и о повышенном риске самовоспламенения
бензина. В этом случае экономия и вовсе станет сомнительной. А бывает то
всякое.
|